Школьная служба медиации

«Горячая линия» Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области по вопросам незаконной продажи никотиносодержащей продукции и фактах ее реализации. 8-800-350-50-60.

Рабочий день пн - чт с 10-00 до 17-00, пт с 10-00 до 16-00.

Единый консультационный центр Роспотребнадзора  8-800-555-49-43. В круглосуточном режиме. Звонок бесплатный.

Противодействие коррупции

Безопасность

Виджет ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Образовательная программа специализированных классов

МАОУ «Лицей № 9» - об­ще­об­ра­зова­тель­ная ор­га­низа­ция, ак­тивно за­нима­ющаяся воп­ро­сами ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния и име­ющая в этом нап­равле­нии вы­сокие ка­чест­вен­ные по­каза­тели. Участ­вуя в ре­ги­ональ­ном про­ек­те «Сеть спе­ци­али­зиро­ван­ных клас­сов» с 2010 го­да, кол­лектив лицея пос­то­ян­но со­вер­шенс­тву­ет ра­боту с ода­рен­ны­ми деть­ми, вно­сит но­вые до­пол­не­ния. В 2018-2019 учеб­ном го­ду ра­бота со все­ми  спе­ци­али­зиро­ван­ны­ми клас­са­ми, име­ющи­мися в лицее, (математическими и ин­же­нер­ны­ми) стро­ит­ся с по­зиций тре­бова­ний На­ци­ональ­ной тех­но­логи­чес­кой ини­ци­ати­вы, одоб­ренной Пре­зиден­том РФ В.В. Пу­тиным. На­рабо­тан­ный кол­лекти­вом лицея был опыт расп­рос­тра­нен в шко­лах Но­воси­бирс­кой об­ласти, предс­тав­лен на Меж­ду­народ­ной яр­марке Уч­Сиб 2018 и поз­во­ля­ет внес­ти пред­ло­жение по отк­ры­тию  на ба­зе лицея  двух но­вых ин­же­нер­ных клас­сов, ра­бота  в ко­торых бу­дет осу­щест­влять­ся в со­от­ветс­твии со сло­жив­шей­ся в лицее кон­цепци­ей «Шко­ла НТИ – мо­дель об­ра­зова­тель­ной ор­га­низа­ции по раз­ви­тию та­лан­тов для  перс­пек­тивных нап­равле­ний НТИ».

Мо­дель адап­ти­рова­на как для математических, так и  для  ин­же­нер­но-тех­но­логи­чес­ких клас­сов.   В спе­ци­али­зиро­ван­ных клас­сах осу­щест­вля­ет­ся  ре­али­зация под­хо­дов к раз­ви­тию ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твии с ло­гикой НТИ,  нап­равлен­ной на «вы­ращи­вание» ин­же­нер­ных кад­ров для ин­но­ваци­он­ной рос­сий­ской эко­номи­ки бу­дуще­го.

В ра­боте со спе­ци­али­зиро­ван­ны­ми клас­са­ми ре­али­зова­ны сле­ду­ющие ме­тодо­логи­чес­кие под­хо­ды:

  • раз­ра­бота­на и ис­поль­зу­ет­ся в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се Мат­ри­ца НТИ для шко­лы, ре­али­зу­ющей ин­же­нер­ное об­ра­зова­ние с ак­центом на ме­тап­редмет­ные ком­пе­тен­ции  (тех­нопредп­ри­нима­тель­ство, со­ци­аль­ный ин­жи­ниринг, ди­зайн мыш­ле­ния);
  • в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния лицея ключены кур­сы в со­от­ветс­твии с ком­пе­тен­ци­ями WordSkills и Ju­ni­orSkills;
  • оп­ре­деле­ны це­левые под­хо­ды к соз­да­нию но­вого учеб­но­го пла­на ин­же­нер­ных клас­сов в со­от­ветс­твии с прог­раммой СО­ПИК;
  • обес­пе­чена ре­али­зация парт­нёр­ских про­ек­тов и прог­рамм: Академия нас­тавни­ков,  Яндекс Лицей, ООО «Сбербанк», фор­ми­рова­ние бан­ка тех­но­логий для уп­равле­ния та­лан­та­ми; уп­равлен­ческие ко­вор­кинги;
  • раз­ра­бота­ны и внед­ре­ны  мо­дели ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния де­тей и под­рост­ков на ос­но­ве по­ложе­ний НТИ;
  • уси­лена роль про­ект­ной де­ятель­нос­ти;
  • обес­пе­чено раз­ви­тие на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го твор­чест­ва обу­ча­ющих­ся че­рез перс­пек­тивные нап­равле­ния НТИ;
  • соз­да­ны сре­да и прост­ранс­тво сво­бод­но­го вы­бора для ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия та­лант­ли­вых де­тей и под­рост­ков в на­уч­но-тех­ни­чес­кой сфе­ре: соз­да­ние лицейского центра инженерных компетенций, с ла­бора­тори­ями по нескольким ин­же­нер­ным ком­пе­тен­ци­ям;
  • внед­ре­ны но­вые ар­хи­тек­турные ре­шения  в сис­те­ме до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния;
  • обес­пе­чено фор­ми­рова­ние предп­ри­нима­тель­ских зна­ний, спо­собс­тву­ющих вос­пи­танию са­мо­оп­ре­деле­ния де­тей и под­рост­ков и вклю­чению их в сис­те­му со­ци­аль­ных и эко­номи­чес­ких от­но­шений;
  • обес­пе­чена ин­тегра­ция сис­те­мы до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния в сис­те­му об­ще­го об­ра­зова­ния лицея;
  • раз­ра­бота­ны прог­раммы до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния, обес­пе­чива­ющие под­го­тов­ку к перс­пек­тивным нап­равле­ни­ям НТИ;
  • соз­да­на сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния;
  • прив­ле­чены про­из­водс­твен­ные и биз­нес - парт­не­ры к сот­рудни­чест­ву по  воп­ро­сам до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го и эко­номи­чес­ко­го об­ра­зова­ния де­тей и под­рост­ков.

Но­вое нап­равле­ние в ра­боте спе­ци­али­зиро­ван­ных клас­сов в 2018-2019 учеб­ном го­ду свя­зано  с тех­нопредп­ри­нима­тель­ством, соз­да­ни­ем  школь­ных ком­па­ний (8 IT-класс) и с расп­рос­тра­нени­ем  муль­ти­медий­ных тех­но­логий в СМИ, ме­ди­акон­верген­ци­ей (7 IT класс).

Об­ра­зова­тель­ная прог­рамма в спе­ци­али­зиро­ван­ных клас­сах опи­ра­ет­ся на ре­али­зацию тре­бова­ний На­ци­ональ­ной тех­но­логи­чес­кой ини­ци­ати­вы, транс­ля­цию зап­ро­сов  со сто­роны вы­соко­тех­но­логич­ных перс­пек­тивных биз­не­сов в сис­те­му об­ще­го об­ра­зова­ния, соз­да­ние но­вых и уси­ление дей­ству­ющих прог­раммы  раз­ви­тия та­лант­ли­вых де­тей для перс­пек­тивных нап­равле­ний НТИ.

Кон­цепту­аль­ные под­хо­ды ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы

спе­циали­зиро­ван­ных клас­сов

Ос­новная об­ра­зова­тель­ная прог­рамма спе­ци­али­зиро­ван­но­го клас­са ори­ен­ти­рова­на на конс­тру­иро­вание прост­ранс­тва сво­бод­но­го вы­бора, раз­ви­тие субъект­нос­ти де­тей и их ро­дите­лей, фор­ми­рова­ние лич­ностей, спо­соб­ных  са­мос­то­ятель­но стро­ить свое об­ра­зова­ние. Ос­новная об­ра­зова­тель­ная прог­рамма про­ек­ти­ру­ет ре­али­зацию об­ра­зова­ния с уче­том   мер, оп­ре­делен­ных Агентством стра­теги­чес­ких ини­ци­атив по фор­ми­рова­нию прин­ци­пи­аль­но но­вых рын­ков и соз­да­нию ус­ло­вий для гло­баль­но­го тех­но­логи­чес­ко­го ли­дерс­тва Рос­сии к 2035 го­ду.

При соз­да­нии ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы спе­ци­али­зиро­ван­ных клас­сов ис­поль­зо­вались нор­ма­тив­ных до­кумен­тов, в чис­ло ко­торых вхо­дят сле­ду­ющие до­кумен­ты:

  • Фе­дераль­ный за­кон Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об­ра­зова­нии в Рос­сий­ской Фе­дера­ции»;
  • Пе­речень по­руче­ний Пре­зиден­та РФ по ре­али­зации Пос­ла­ния Пре­зиден­та Фе­дераль­но­му Соб­ра­нию от 5 де­каб­ря 2014 г.  № Пр-2821;
  • Ре­шения по ито­гам за­седа­ния пре­зиди­ума Со­вета при Пре­зиден­те Рос­сий­ской  Фе­дера­ции по мо­дер­ни­зации эко­номи­ки и ин­но­ваци­он­но­му раз­ви­тию Рос­сии «О раз­ра­бот­ке и ре­али­зации На­ци­ональ­ной тех­но­логи­чес­кой ини­ци­ати­вы» (про­токол №3 от 9 июня 2015 г.) и с уче­том;
  • «Стра­тегия ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да» (ут­верж­де­на рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 8 де­каб­ря 2011 г. № 2227-р.);
  • «Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2016 - 2020 го­ды» (Пос­та­нов­ле­ние Пра­витель­ства РФ от 23 мая 2015г.  № 497).

Сис­те­ма це­лей и за­дач ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы

спе­ци­али­зиро­ван­но­го клас­са

Це­ли ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы:

  • обес­пе­чение эф­фектив­ной под­го­тов­ки обу­ча­ющих­ся в об­ласти ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния в ло­гике тре­бова­ний  На­ци­ональ­ной тех­но­логи­чес­кой ини­ци­ати­вы;
  • внед­ре­ние  эф­фектив­ных ме­ханиз­мов и тех­но­логий, нап­равлен­ных на  вы­пол­не­ние за­каза го­сударс­тва по  под­го­тов­ке бу­дущих кад­ров для перс­пек­тивных нап­равле­ний НТИ;
  • соз­да­ние сре­ды для ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия та­лант­ли­вых де­тей школь­но­го воз­раста в на­уч­но-тех­ни­чес­кой сфе­ре и фор­ми­рова­ния  у под­раста­юще­го по­коле­ния  изоб­ре­татель­ско­го мыш­ле­ния;

Основ­ные за­дачи:

  • обес­пе­чение со­от­ветс­твия ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы тре­бова­ни­ям Фе­дераль­но­го го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го стан­дарта ос­новно­го об­ще­го об­ра­зова­ния;
  • обес­пе­чение ин­ди­виду­али­зиро­ван­но­го пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го соп­ро­вож­де­ния каж­до­го обу­ча­юще­гося ин­же­нер­но­го клас­са, фор­ми­рова­нию об­ра­зова­тель­но­го ба­зиса, ос­но­ван­но­го не толь­ко на зна­ни­ях, но и на прак­ти­чес­ких ин­же­нер­ных на­выках;
  • обес­пе­чение эф­фектив­но­го со­чета­ния уроч­ных и вне­уроч­ных форм ор­га­низа­ции учеб­ных за­нятий, вза­имо­дей­ствия всех участ­ни­ков об­ра­зова­тель­ных от­но­шений;
  • вза­имо­дей­ствие об­ра­зова­тель­ной ор­га­низа­ции при ре­али­зации ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы с парт­не­рами (СПО, ВПО, про­из­водс­твен­ны­ми предп­ри­ятиями, предп­ри­нима­тель­ски­ми ком­па­ни­ями, цент­ра­ми про­фес­си­ональ­ной ра­боты);
  • вы­яв­ле­ние и раз­ви­тие спо­соб­ностей всех обу­ча­ющих­ся че­рез сис­те­му клу­бов, сек­ций, сту­дий и круж­ков, ла­бора­торий, ре­али­зу­ющих ком­пе­тен­ции WordSkills и Ju­ni­orS­kills, об­щест­вен­но по­лез­ную де­ятель­ность;
  • ор­га­низа­ция ин­теллек­ту­аль­ных и твор­ческих со­рев­но­ваний, на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го твор­чест­ва, про­ект­ной и учеб­но-исс­ле­дова­тель­ской де­ятель­нос­ти;
  • учас­тие обу­ча­ющих­ся, их ро­дите­лей (за­кон­ных предс­та­вите­лей), пе­даго­гичес­ких ра­бот­ни­ков и об­щест­вен­ности в про­ек­ти­рова­нии и раз­ви­тии ин­же­нер­ной сре­ды;
  • со­ци­аль­ное и учеб­но-исс­ле­дова­тель­ское про­ек­ти­рова­ние, про­фес­си­ональ­ная ори­ен­та­ция обу­ча­ющих­ся при под­держ­ке пе­даго­гов, пси­холо­гов, со­ци­аль­ных пе­даго­гов, сот­рудни­чест­во с предп­ри­ятиями, уч­режде­ни­ями про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния (выс­ше­го и сред­не­го), цент­ра­ми про­фес­си­ональ­ной ра­боты;
  • ис­поль­зо­вание на­уч­но-ин­теллек­ту­аль­ных и ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ких  ре­сур­сов ор­га­низа­ций-парт­не­ров, за­нима­ющих­ся воп­ро­сами ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния;
  • сох­ра­нение и ук­репле­ние фи­зичес­ко­го, пси­холо­гичес­ко­го и со­ци­аль­но­го здо­ровья обу­ча­ющих­ся, обес­пе­чение их бе­зопас­ности.

Мо­дель спе­ци­али­зиро­ван­но­го клас­са

Ра­бота спе­ци­али­зиро­ван­ных ин­же­нер­ных клас­сов пост­ро­ена с ори­ен­та­ци­ей на ре­шение прик­ладных и прак­ти­ко-ори­ен­ти­рован­ных за­дач, в про­цес­се ре­шения ко­торых обес­пе­чива­ет­ся фор­ми­рова­ние предс­тав­ле­ний о со­ци­аль­ных и эти­чес­ких ас­пектах на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­ресса, раз­ви­тие ин­но­ваци­он­ной твор­ческой де­ятель­нос­ти обу­ча­ющих­ся.

На уро­ках, во вне­уроч­ной де­ятель­нос­ти по пред­ме­там ма­тема­тика, фи­зика, хи­мия, ин­форма­тика, би­оло­гия, в про­цес­се до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния осу­щест­вля­ет­ся фор­ми­рова­ние ин­те­реса обу­ча­ющих­ся к тех­ни­чес­ким про­фес­си­ям, предс­тав­ле­ний об ас­пектах на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­ресса, раз­ви­тие ин­но­ваци­он­ной твор­ческой де­ятель­нос­ти.

В об­ра­зова­тель­ный про­цесс мо­гут быть вов­ле­чены на­ряду с обу­ча­ющи­мися и учи­теля­ми раз­ных пред­ме­тов так­же ро­дите­ли, предс­та­вите­ли об­щест­вен­ных ор­га­низа­ций.

В учеб­ном про­цес­се обес­пе­чено де­ление клас­сов на груп­пы при изу­чении пред­ме­тов математика, ин­форма­тика, прог­рамми­рова­ние, тех­но­логия.

В ра­боте с обу­ча­ющи­мися ин­же­нер­ных клас­сов обес­пе­чива­ет­ся  фор­ми­рова­ние у под­раста­юще­го по­коле­ния ин­же­нер­но­го сти­ля мыш­ле­ния, на­выков про­ект­ной де­ятель­нос­ти, уме­ний воп­ло­щать в дей­стви­тель­ность соз­да­ва­емые но­вые раз­ра­бот­ки. Для это­го в ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­рамме пред­ла­га­ют­ся под­хо­ды, обес­пе­чива­ющие  диф­фе­рен­ци­ацию со­дер­жа­ния об­ра­зова­ния с уче­том ин­ди­виду­аль­ных пот­ребнос­тей  и ин­те­ресов обу­ча­ющих­ся. Со­дер­жа­ние об­ра­зова­ния нап­равле­но на уг­лубле­ние зна­ний в об­ласти точ­ных и ес­тест­вен­ных на­ук, ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий. Важ­ной осо­бен­ностью об­ра­зова­тель­ной прог­раммы яв­ля­ет­ся осу­щест­вле­ние ин­тегра­ции  об­ще­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния в об­ласти ос­нов ин­теллек­ту­аль­ных и ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий, компьютер­но­го мо­дели­рова­ния, ме­хат­ро­ники, элект­ро­ники, ро­бото­тех­ни­ки, про­тоти­пиро­вания, ма­тери­ало­веде­ния, дру­гих перс­пек­тивных тех­но­логий. Объеди­нение в прог­рамме фун­да­мен­таль­ных и прак­ти­ко-ори­ен­ти­рован­ных под­хо­дов спо­собс­тву­ет об­новле­нию со­дер­жа­ния и тех­но­логий как об­ще­го, так и  до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния, вос­пи­танию лич­ности, го­товой к ин­но­ваци­он­ным пре­об­ра­зова­ни­ям в сфе­ре эко­номи­ки, на­уки, об­ра­зова­ния, тех­но­логий.

Ре­али­зация в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се ин­но­ваци­он­ных под­хо­дов ори­ен­ти­ру­ет школь­ни­ков на осоз­нанный вы­бор ин­же­нер­ных про­фес­сий. Ос­ва­ивая школь­ные пред­ме­ты и по­нимая их прак­ти­чес­кую цен­ность, уче­ник  име­ет воз­можность ре­али­зовать по­лучен­ные зна­ния в про­цес­се на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го твор­чест­ва в гим­на­зии во вто­рой по­лови­не дня. Ор­га­низа­ция про­цес­са до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния осу­щест­вля­ет­ся с ис­поль­зо­вани­ем ре­сур­сов лицея, в ко­тором соз­да­н центр инженерных компетенций с steam-ла­бора­торией, ла­бора­тории ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий, ро­бото­тех­ни­ки, ав­то­мати­зации, элект­ро­ники и дру­гие. До­пол­ни­тель­ное об­ра­зова­ние осу­щест­вля­ют нас­тавни­ки, экс­пер­ты, школь­ные учи­теля, предс­та­вите­ли про­из­водс­твен­ных предп­ри­ятий и сфе­ры биз­не­са.

Пла­ниро­вание ин­ди­виду­аль­ных про­ект­ных тре­ков обу­ча­ющих­ся осу­щест­вля­ет­ся че­рез приз­му мат­ри­цы НТИ, поз­во­ля­ющую наг­лядно предс­та­вить сис­темные ре­шения, нап­равлен­ные на ре­али­зацию сов­мест­ных ин­те­ресов сфе­ры биз­не­са, на­уки и об­ра­зова­ния,  го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния и  част­но-го­сударс­твен­но­го парт­нерс­тва.

По­иск и под­держ­ка та­лан­тов, их  про­фес­си­ональ­ное са­мо­оп­ре­деле­ние, мо­тива­цию к учас­тию в ин­но­ваци­он­ной де­ятель­нос­ти  в сфе­ре вы­соких тех­но­логий и про­мыш­ленно­го про­из­водс­тва обес­пе­чива­ет­ся за счет боль­шо­го ко­личест­ва пре­дос­тавля­емых воз­можнос­тей для ос­во­ения ин­же­нер­ных ком­пе­тен­ций, сот­рудни­чест­ва с ву­зами, СПО, про­из­водс­твен­ны­ми предп­ри­ятиями, про­фори­ен­та­ци­он­ны­ми цент­ра­ми.

Ос­новны­ми  при­ори­тет­ны­ми нап­равле­ни­ями де­ятель­нос­ти ин­же­нер­но­го клас­са яв­ля­ют­ся:

  • по­пуля­риза­ция воз­можнос­тей ин­теллек­ту­аль­но-твор­ческо­го раз­ви­тия де­тей и мо­лоде­жи, выст­ра­ива­ние эф­фектив­ных ком­му­ника­ций с мо­лодеж­ной и ро­дитель­ской ауди­тори­ями;
  • соз­да­ние ре­сурс­ных пло­щадок и раз­ви­тие меж­се­тево­го сот­рудни­чест­ва в уп­равле­нии та­лан­та­ми;
  • раз­ви­тие кон­ку­рен­тоспо­соб­но­го на­уч­но-внед­ренчес­ко­го мо­лодеж­но­го со­об­щест­ва и се­ти про­ект­но-изыс­ка­тель­ских пло­щадок;
  • внед­ре­ние луч­ших мо­делей раз­ви­тия про­рыв­ных ком­пе­тен­ций для де­тей и мо­лоде­жи, фор­ми­рова­ние цен­ност­ных ори­ен­та­ций (не­фор­маль­ное ду­аль­ное/про­ект­ное/тре­нерс­кое обу­чение, нас­тавни­чест­во и др.);
  • внед­ре­ние ин­но­ваци­он­ных ме­ханиз­мов кад­ро­вого ме­недж­мен­та, про­дюси­рова­ния та­лант­ли­вой мо­лоде­жи.

В про­цес­се ра­боты ин­же­нер­но­го клас­са не­об­хо­димо опе­ратив­ное ре­аги­рова­ние на из­ме­нения в со­ци­аль­ной, эко­номи­чес­кой, по­лити­чес­кой си­ту­ациях:

  • рост тем­па сме­ны ком­пе­тен­ций и тех­но­логий (не­об­хо­димость быст­ро ос­ва­ивать но­вые ком­пе­тен­ции и тех­но­логии, при­нятие и го­тов­ность к но­вому как нор­ма ра­боты в рын­ках НТИ);
  • рост вост­ре­бован­ности про­ект­ных ко­манд, го­товых вы­ходить в «не­ожи­дан­ные» рын­ки и смеж­ные от­расли (не­об­хо­димость ду­мать в меж­дисцип­ли­нар­ной и про­ект­ной ло­гике на ре­зуль­тат (SoftSkills);
  • сти­рание гра­ниц меж­ду «фи­зика­ми и ли­рика­ми» (про­фес­си­ональ­ная муль­ти­линг­валь­ность для опи­сания и про­ек­ти­рова­ния ре­аль­нос­ти (ху­дожест­вен­ная под­го­тов­ка ин­же­нера, ко­торый спо­собен ри­совать и пи­сать му­зыку);
  • сме­щение ин­жи­нирин­га в ран­ние воз­раст­ные ка­тего­рии (зна­чимость ин­же­нер­ных ком­пе­тен­ций со школь­но­го воз­раста).

Ос­новные под­хо­ды, ре­али­зу­емые в мо­дели ин­же­нер­но­го клас­са

  • Ар­хи­тек­ту­ра и конс­тру­иро­вание прост­ранс­тва вы­бора.
  • Мо­дель­ный вы­бор ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния на ос­но­ве уни­вер­саль­ной  мо­дели «ин­же­нер­ный класс».
  • Со­дер­жа­тель­ное на­пол­не­ние учеб­но­го про­цес­са. Соз­да­ние спе­ци­аль­ной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы ин­же­нер­но­го клас­са (СО­ПИК).
  • Предп­ро­фес­си­ональ­ная  ори­ен­та­ция и под­го­тов­ка кад­ров для бу­дущей ин­но­ваци­он­ной эко­номи­ки (тех­нопредп­ри­нима­тель­ство).
  • Вос­пи­тание бу­дущих ин­же­неров (со­ци­аль­ный ин­жи­ниринг).
  • Раз­ви­тие круж­ко­вого дви­жения на ба­зе  лицея на ос­но­ве по­ложе­ний НТИ.
  • Фор­ми­рова­ние ком­му­ника­ци­он­но­го прост­ранс­тва для про­дук­тивно­го ди­ало­га мо­лоде­жи, ро­дитель­ско­го со­об­щест­ва, нас­тавни­ков, ве­дущих ком­па­ний, предп­ри­ятий, предп­ри­нима­тель­ских объеди­нений по проб­ле­мам жиз­ненно­го са­мо­оп­ре­деле­ния и карьер­но­го раз­ви­тия мо­лоде­жи.
  • Соз­да­ние сер­ви­сов ин­ди­виду­аль­но­го карьер­но­го про­ек­ти­рова­ния и обес­пе­чение дос­ту­па ода­рен­ных де­тей и мо­лоде­жи, нас­тавни­ков к этим сер­ви­сам.
  • Обес­пе­чение на­уч­но-ме­тоди­чес­ко­го соп­ро­вож­де­ния и под­держ­ки ме­роп­ри­ятий в сфе­ре уп­равле­ния та­лан­та­ми.
  • Обес­пе­чение вы­яв­ле­ния, под­держ­ки и прод­ви­жения (по­пуля­риза­цию) луч­ших прак­тик, соз­данных в сфе­ре уп­равле­ния та­лан­та­ми.
  • Вов­ле­чение нас­тавни­ков, ро­дите­лей, парт­не­ров в фор­ми­рова­ние ком­му­ника­ци­он­но­го прост­ранс­тва для вы­работ­ки пред­ло­жений по проб­ле­мам жиз­ненно­го и карьер­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния мо­лоде­жи.
  • Расп­рос­тра­нение ин­форма­ци­он­ных и иных ма­тери­алов, на­ибо­лее зна­чимых про­ек­тов, от­ра­жа­ющих де­ятель­ность ин­же­нер­но­го клас­са че­рез элект­рон­ные и пе­чат­ные средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции.
  • Ус­та­нов­ле­ние и рас­ши­рение де­ловых кон­тактов с предс­та­вите­лями ра­бото­дате­лей на тер­ри­тории Но­воси­бирс­кой об­ласти, со­об­щест­ва­ми, на­уч­ны­ми шко­лами, на­уч­ны­ми кол­лекти­вами ву­зов, про­фес­си­ональ­ны­ми со­об­щест­ва­ми уч­режде­ний сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, школ, предс­та­вите­лями кад­ро­вых служб, уп­равле­ний пер­со­налом предп­ри­ятий или ор­га­низа­ций.
  • Фор­ми­рова­ние не­об­хо­димых ор­га­низа­ци­он­ных, нор­ма­тив­ных и ре­сурс­ных ус­ло­вий для под­держ­ки де­ятель­нос­ти нас­тавни­ков, детс­ких и мо­лодеж­ных ини­ци­атив.
  • Про­веде­ние на­уч­но­го мо­нито­рин­га и оцен­ки ре­зуль­та­тив­ности дей­ствий в сфе­ре уп­равле­ния та­лан­та­ми.
  • Обес­пе­чение дос­ти­жения ин­ди­като­ров и по­каза­телей по за­яв­ленным про­ек­там.
  • Ор­га­низа­ция про­ек­тов в сфе­ре уп­равле­ния та­лан­та­ми.
  • Об­мен опы­том и расп­рос­тра­нение луч­ших прак­тик.

Об­ра­зова­тель­ный про­цесс стро­ит­ся на прин­ци­пах:

  • ис­поль­зо­вание ин­форма­ци­он­ных под­хо­дов,
  • со­от­ветс­твие тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­ной эко­номи­ки,
  • ре­али­зация стра­тегий со­ци­аль­но­го про­ек­ти­рова­ния,  конс­тру­иро­вания, прак­ти­ко-ори­ен­ти­рован­ных дей­ствий,
  • фор­ми­рова­ние го­тов­ности к са­мораз­ви­тию и неп­ре­рыв­но­му об­ра­зова­нию,
  • ра­бота в ко­ман­де,
  • учет ин­ди­виду­аль­ных воз­раст­ных, пси­холо­гичес­ких и фи­зи­оло­гичес­ких осо­бен­ностей обу­ча­ющих­ся ин­же­нер­ных клас­сов,
  • раз­но­об­ра­зие ин­ди­виду­аль­ных об­ра­зова­тель­ных тра­ек­то­рий и ин­ди­виду­аль­но­го раз­ви­тия каж­до­го обу­ча­юще­гося ин­же­нер­но­го клас­са.

Клю­чевы­ми осо­бен­ностя­ми ре­али­зации ос­новной об­ра­зова­тель­ной  прог­раммы ин­же­нер­но­го клас­са яв­ля­ют­ся:

  • обес­пе­чение ре­али­зации  на ос­но­ве мат­рично­го под­хо­да, пред­ло­жен­но­го НТИ, спе­ци­аль­ной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния (СО­ПИК) в об­ласти ос­нов ин­теллек­ту­аль­ных и ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий,  компьютер­но­го мо­дели­рова­ния, ме­хат­ро­ники, элект­ро­ники, ро­бото­тех­ни­ки, ма­тери­ало­веде­ния и дру­гих перс­пек­тивных тех­но­логий;
  • обес­пе­чение оцен­ки ка­чест­ва ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния и об­ра­зова­тель­ных ре­зуль­та­тов обу­ча­ющих­ся на ос­но­ве соз­данной сис­те­мы оце­нива­ния;
  • про­дол­же­ние раз­ви­тия в гим­на­зии инф­рас­трук­ту­ры, обес­пе­чива­ющей внед­ре­ние но­вых ар­хи­тек­турных ре­шений  в сис­те­ме  ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния в «Шко­ле НТИ»;
  • ре­али­зация ин­но­ваци­он­ной мо­дели уп­равле­ния ин­же­нер­ны­ми клас­са­ми;
  • соз­да­ние, внед­ре­ние и расп­рос­тра­нение струк­турных и тех­но­логи­чес­ких ин­но­ваций  ин­же­нер­но­го  об­ра­зова­ния в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния гим­на­зии;
  • фор­ми­рова­ние са­мораз­ви­ва­ющей­ся сис­те­мы вы­яв­ле­ния та­лант­ли­вых  школь­ни­ков, по­пуля­риза­ция сре­ди де­тей и под­рост­ков на­уч­но-тех­ни­чес­кой и твор­ческой де­ятель­нос­ти.

Ожи­да­емые ре­зуль­та­ты и со­ци­аль­ные эф­фекты де­ятель­нос­ти спе­ци­али­зиро­ван­но­го клас­са

Пла­ниру­емые ре­зуль­та­ты опи­ра­ют­ся на ве­дущие це­левые ус­та­нов­ки, от­ра­жа­ющие ос­новной, сущ­ност­ный вклад каж­дой изу­ча­емой прог­раммы в раз­ви­тие лич­ности обу­ча­ющих­ся, их спо­соб­ностей.

В струк­ту­ре пла­ниру­емых ре­зуль­та­тов вы­деля­ет­ся сле­ду­ющие груп­пы:

1. Лич­ност­ные ре­зуль­та­ты ос­во­ения ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы предс­тав­ле­ны в со­от­ветс­твии с груп­пой лич­ност­ных ре­зуль­та­тов и раск­ры­ва­ют и де­тали­зиру­ют ос­новные нап­равлен­ности этих  ре­зуль­та­тов.

2. Ме­тап­редмет­ные ре­зуль­та­ты ос­во­ения ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы предс­тав­ле­ны в со­от­ветс­твии с подг­руп­па­ми уни­вер­саль­ных учеб­ных дей­ствий,  раск­ры­ва­ют и де­тали­зиру­ют ос­новные нап­равлен­ности ме­тап­редмет­ных ре­зуль­та­тов.

3. Пред­метные ре­зуль­та­ты ос­во­ения ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы предс­тав­ле­ны в со­от­ветс­твии с груп­па­ми ре­зуль­та­тов учеб­ных пред­ме­тов, раск­ры­ва­ют и де­тали­зиру­ют их.

Пред­метные ре­зуль­та­ты долж­ны от­ра­жать:

1) осоз­на­ние ро­ли тех­ни­ки и тех­но­логий для прог­рессив­но­го раз­ви­тия об­щест­ва;

2) фор­ми­рова­ние це­лост­но­го предс­тав­ле­ния о тех­носфе­ре, сущ­ности тех­но­логи­чес­кой куль­ту­ры;

3) раз­ви­тие уме­ний при­менять тех­но­логии, предс­тав­лять и пре­об­ра­зовы­вать ин­форма­цию;

4) ис­поль­зо­вание ИКТ как инс­тру­мен­та для ре­шения раз­но­об­разных за­дач;

5) фор­ми­рова­ние предс­тав­ле­ний о ми­ре про­фес­сий, свя­зан­ных с изу­ча­емы­ми тех­но­логи­ями, их вост­ре­бован­ностью на рын­ке тру­да.

Спе­цифи­чес­кие ре­зуль­та­ты, ожи­да­емые в ре­зуль­та­те де­ятель­нос­ти ин­же­нер­но­го клас­са:

  • Сба­лан­си­рован­ная ин­тегра­ция об­ще­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния.
  • Обес­пе­чение ша­говой дос­тупнос­ти спе­ци­аль­ных прог­рамм до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния.
  • На­личие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния.
  • Соз­да­ние в лицее ин­но­ваци­он­но­го цент­ра ин­же­нер­но­го твор­чест­ва.
  • Рас­ши­рение парт­нер­ских свя­зей.
  • Раз­ви­тие тех­нопредп­ри­нима­тель­ских на­выков у де­тей и под­рост­ков.

Кри­терии эф­фектив­ности ра­боты спе­ци­али­зиро­ван­но­го клас­са

1. До­ля учи­телей, ос­во­ив­ших тех­но­логии ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния и ре­али­зу­ющих их в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се, в об­щей чис­леннос­ти учи­телей – 34%.

2. До­ля раз­ра­ботан­ных нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тов, от­ра­жа­ющих де­ятель­ность ин­же­нер­но­го клас­са, в об­щем чис­ле нор­ма­тив­ных ак­тов об­ра­зова­тель­ной ор­га­низа­ции – 10%.

3. До­ля раз­ра­ботан­ных прог­рамм до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния, в об­щей чис­леннос­ти прог­рамм, ре­али­зу­емых в об­ра­зова­тель­ной ор­га­низа­ции – 25%.

4. До­ля но­вых тех­но­логий и форм ор­га­низа­ции об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са в нап­равле­нии ре­али­зации ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния де­тей, в об­щей чис­леннос­ти прог­рамм, ре­али­зу­емых в об­ра­зова­тель­ной ор­га­низа­ции – 25%.

5. До­ля пред­ме­тов на­уч­но-тех­ни­чес­кой нап­равлен­ности, ин­тегри­рован­ных в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния, в об­щем ко­личест­ве ре­али­зу­емых пред­ме­тов в Лицее – 10%.

6. До­ля обу­ча­ющих­ся, вклю­чен­ных в сис­те­му до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния, раз­ра­баты­ва­ющих ин­но­ваци­он­ные про­ек­ты на ос­но­ве под­хо­дов НТИ, в об­щей чис­леннос­ти обу­ча­ющих­ся – 50%.

7. До­ля пе­даго­гов ин­же­нер­ных клас­сов, про­шед­ших  обу­чение по ис­поль­зо­ванию под­хо­дов НТИ, в об­щем ко­личест­ве пе­даго­гов ин­же­нер­ных клас­сов – 90%.

8. До­ля пе­даго­гов до­пол­ни­тель­но­го ин­же­нер­но­го об­ра­зова­ния клас­сов, про­шед­ших  обу­чение по ис­поль­зо­ванию под­хо­дов НТИ, в об­щем ко­личест­ве пе­даго­гов до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния в гим­на­зии – 90%.

9. До­ля обу­ча­ющих­ся, при­няв­ших учас­тие в олим­пи­адах, кон­курсах и со­рев­но­вани­ях в сфе­ре на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го твор­чест­ва де­тей, в том чис­ле по стан­дартам WordSkills и DigitalSkills  в об­щем ко­личест­ве де­тей – 90%.

10. До­ля обу­ча­ющих­ся, при­няв­ших учас­тие в про­филь­ных ин­же­нер­ных сме­нах, в об­щем ко­личест­ве обу­ча­ющих­ся в ин­же­нер­ных клас­сах  – 30%.