Школьная служба медиации

«Горячая линия» Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области по вопросам незаконной продажи никотиносодержащей продукции и фактах ее реализации. 8-800-350-50-60.

Рабочий день пн - чт с 10-00 до 17-00, пт с 10-00 до 16-00.

Единый консультационный центр Роспотребнадзора  8-800-555-49-43. В круглосуточном режиме. Звонок бесплатный.

Противодействие коррупции

Безопасность

Виджет ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

«Личность в образовании»

25 января 2016 г.

Профессиональные интересы

Можно сказать, что в образовании я оказался совершенно случайно. С детства мечтал стать военным. После окончания Харьковского военного авиационного училища служил в вооруженных силах, но в 1980 году по состоянию здоровья был комиссован. Вернулся в Новосибирск, имея звание старшего лейтенанта запаса, начал работать в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина.
А когда в 80-годы военно-патриотическому воспитанию молодежи стали уделять особое внимание и понадобились высококвалифицированные кадры, в районном военном комиссариате мне была предложена работа в образовательном учреждении. И вот так, совершенно для меня случайно, я попал на должность военного руководителя в школу №3 Железнодорожного района. 
Именно тогда у меня произошла переоценка своих профессиональных интересов: решил поступать в педагогический институт на специальность «учитель математики и физики». Учился заочно и работал в школе. Учреждение было небольшое, но коллектив интересный, творческий. Под моим руководством команда школы начала выигрывать в районных военно-патриотических соревнованиях. Это отметили районные власти и предложили мне должность военного руководителя в училище №10, где основной контингент составляли юноши допризывного возраста. Деятельность была разнообразная: занимался с детьми военной подготовкой, параллельно вел уроки математики. 
В 1985 году окончил институт и перешел в школу №9 на должность завуча. Поработал совсем недолго, так как был приглашен на работу в отдел образования Железнодорожного района. Потом наступило время демократических преобразований в России. Коллектив школы №9 запомнил меня с положительной стороны, и, когда их директор ушел с работы, они написали письмо, в котором просили меня назначить руководителем. 12 декабря 1988 года я приступил к работе.


Сложный эволюционный путь

Долгое время школа №9 считалась в городской системе образования проблемной, не давала практически никаких образовательных результатов. Учреждение было переполнено. На первых порах стояла задача навести в школе порядок, чистоту, как ни странно это прозвучит сейчас. Долго пришлось заниматься дисциплиной детей. Многие непозволительные вещи ученики совершали в силу слабого контроля, остро стояли вопросы успеваемости и посещаемости. 
Следующая серьезная задача – комплектование педагогического коллектива и команды единомышленников. Путь был непростой, но появились первые результаты. Уже в 1991 году учреждение получило статус «школы-лицея». Мы стали одним из первых лицеев в городе. Именно тогда была определена стратегия развития школы: выйти на повышенный уровень образования. В то время лицеи руководствовались жестким федеральным документом и были ориентированы на углубленное изучение математики, физики, химии и информатики. Вот почему с 1991 года это стало нашей первостепенной задачей. 
Позже в связи с изменениями в законодательстве менялось название учреждения. Мы были и школой-лицеем, и школой с лицейскими классами. Потом стали лицеем. 
Все мои устремления всегда находили поддержку в коллективе. Старались шагать в ногу со временем. Например, в числе первых стали автономным учреждением в 2010 году. Эволюционный путь обычно достаточно сложный. Это только кажется, что директор решает все. На самом деле, директор может принимать правильные решения, если есть хороший педагогический коллектив, сильная административная команда, которая позволяет реализовывать цели. 


Амбициозные задачи

Долго выбирали образовательную траекторию учреждения, пытались понять запросы наших учеников. Было сложное время, когда в лицеях не приветствовались гуманитарные классы, так же, как в гимназиях – физико-математические. Но, несмотря на это, мы, ориентируясь на запросы наших учеников, всегда комплектовали гуманитарный класс на параллели. Порой приходилось нарушать некоторые нормы и правила, чтобы учесть интересы детей и их родителей. Вот и сейчас приходится работать с нарушением действующих норм наполняемости классов – это, наверное, проблема всех статусных образовательных учреждений города Новосибирска. 
Я считаю, что лицей должен быть современным, конкурентоспособным учреждением. Мы стараемся участвовать во всех конкурсах, которые проводит региональное министерство образования. В 2010 году лицей вошел в региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» и стал стажировочной площадкой. Мы первые в Новосибирской области получили сертификат соответствия образовательных процессов международным стандартам качества. Сейчас в этом проекте мы стали консалтинговым центром. То есть не только развиваемся в идеологии системы менеджмента качества управления, но и ведем за собой другие коллективы. 

Участвуем в проекте «Специализированные классы с углубленным изучением математики». Сегодня, когда региональный проект переформатирован под задачу реиндустриализации экономики региона, классы перепрофилируем, открываем инженерно-технологические.
 С 1999 года наш лицей – постоянный участник международной выставки «Учсиб». В 2015 году мы получили 9 больших и 6 малых золотых медалей. 
Вот награда за проект «Система менеджмента качества». В прошлом году мы получили премию правительства Новосибирской области – стали победителями этого конкурса и единственным в нем образовательным учреждением. 
Все эти памятные награды из рук губернатора я получал вместе с директором завода имени Чкалова, наравне с промышленными монстрами.
Сейчас мы занимаемся интересной работой по введению пятидневной учебной недели в начальной школе. Но это не просто механическое выключение одного дня из программы, а что-то близкое проекту «Сетевая дистанционная школа». Второклассники занимаются в субботу дома. Перед Новым годом мы проводили собрание со всей аудиторией родителей и получили их поддержку и одобрение, слова благодарности. 
Продуктивно прошла подготовка к Всероссийским олимпиадам. Результат муниципального этапа – 181 победитель и призер. В городе мы на втором месте, уступили гимназии № 1. А вот по количеству победителей мы – первые! Хотя позиция моя и наших учителей – никогда не успокаиваться на достигнутом, а продолжать ставить амбициозные задачи. 


Готовим достойную смену

В настоящее время в лицее разновозрастной педагогический коллектив. А еще достаточно высокие заработные платы. (Я не буду называть цифры, чтобы не вызывать зависть.) Заработная плата у нас конкурентоспособная за счет того, что мы активно участвуем в региональных проектах, у нас много учеников. 
В этом году нет необходимости в новых кадрах. Конечно, стоят и проблемы омоложения, на следующий год мы хотим принять молодого учителя химии. До этого пригласили на работу учителя русского языка и литературы. Мы понимаем, что нельзя держаться только на опытных учителях, нужно готовить достойную смену. В молодых специалистах важно увидеть амбиции, желание, профессиональные знания, а ещё важно, чтобы учитель любил детей. 
На работу в лицей попасть трудно: необходимо пройти несколько испытаний: собеседование, пробные уроки. Когда принимали на работу учителей физической культуры, на одно место претендовало до 3 человек. 
Стали стажировочной площадкой НГПУ: университет меняет систему подготовки будущих учителей, хочет сделать ее более практикоориентированной. Это важные преобразования. 


Образование меняется

Я уверен, что надо осторожно относиться к нововведениям. Мы никогда не спешим. Это наша позиция. В современной школе сегодня не обойтись без ИКТ-технологий. 
Придет время, когда электронные учебники заменят бумажные. Но сейчас мы не торопимся их вводить. Когда поймем, что есть хорошие электронные учебники, тогда и начнем использовать. 
Изменения в системе образования происходят постоянно. Первое, что лежит на поверхности, – дети сейчас «цифровые». Это особый отпечаток накладывает и на педагогический коллектив. Многое сделано, чтобы вывести учителей на уровень уверенных пользователей. Каждый кабинет оснастили интерактивной доской, видеопроектором. 
С внедрением стандарта второго поколения меняются и сами подходы к образованию. Мы отходим от привычных для советской школы «знаний, умений и навыков». Появляются новые задачи. Но школа должна быть консервативной – это достижение, накопленное со временем. Если бы мы бурно погружались во все инновации, то, наверное, российское образование развалилось. Лицей №9 относится к этому щепетильно и осторожно. С другой стороны, есть моменты, к которым нельзя не адаптироваться. 
В меняющемся мире жить сложно, но интересно. Сейчас и у родителей другой уровень требований к образовательному учреждению. Поэтому нужно думать, что сегодня необходимо семье, обществу, государству. Нужно давать детям не только фундаментальные знания, но и развивать креативность, умение достигать результатов, учить самостоятельно добывать новые знания. 


Директор – личность универсальная

Сегодня происходит переоценка ценностей. В 90-е годы бытовал тезис, что директор – учитель учителей, а сейчас это директор-менеджер, директор-администратор. Хотя я и не веду уроки, но стараюсь быть в курсе содержания образования, присутствую на заседаниях методических объединений. Раньше я вел и математику, и физику, и мне это нравилось. Но работа директора сложная, и возникали ситуации, когда тебя могут оторвать от урока. 
Директор – личность универсальная. Это педагог, воспитатель, а также человек, который своим личным примером показывает коллективу отношение к делу и к работе, является лидером. У нас в лицее авторитет должности не значит ничего, а превалирует авторитет лидирующего профессионала. 


Общественная работа

Создание областного Совета руководителей – одна из первых значимых инициатив Сергея Александровича Нелюбова, министра образования, науки и инновационной политики НСО. Я стоял у истоков создания Совета и являюсь его председателем. Совет – переговорная площадка самого высокого уровня между высшим руководством министерства и директорским корпусом. В нем состоит более 40 человек – самые достойные директора из каждого муниципального района. 
Обсуждаем самые актуальные проблемы. Основная задача – информировать руководителей: мы столкнулись с тем, что на уровне министерства принимаются разумные решения, а потом что-то теряется на уровне района, округа. Я благодарен Сергею Александровичу, который не боится обсуждать злободневные темы. 
Представители Совета участвуют в рабочих группах по разным вопросам образования. Например, мы вносили изменения в постановление, которое регулирует распределение фонда оплаты труда. Участвовали в обсуждении регионального проекта по специализированным классам с учетом их трансформации в инженерно-технологическое направление. Важно, чтобы министерство было открытым. Эту важную задачу помогает реализовывать ОблЦИТ и его директор Вера Гавриловна Перкова. На последнем заседании мы могли общаться с коллегами, которые не смогли приехать из отдаленных районов области по видеоконференцсвязи. 

Уже девять лет я – член Общественной палаты НСО, занимаю должность заместителя председателя комитета по образованию и науке. Здесь мы сотрудничаем не только с министерством образования, но и другими структурами. 
На общественных началах являюсь помощником депутата Госдумы Ирины Викторовны Мануйловой. Это многое дает мне для профессионального развития, получаю информацию из первых рук. Наверное, участие во всем этом сложилось благодаря моей неравнодушной позиции. Я всегда был патриотом системы образования Новосибирской области и старался в меру возможностей способствовать, чтобы она была высоко признана на уровне всей страны. 

Образование. Харьковское военное авиационное училище, 1975 год. Новосибирский государственный педагогический институт по специальности «учитель математики и физики», 1985 год.

Авторитет в педагогике. Мой отчим, а де-факто отец – Израиль Маркович Зильберштейн. Педагоги старшего поколения его помнят. Он был директором школы №160 Ленинского района. Израиль Маркович многим ученикам дал успешную путевку в жизнь: некоторые выпускники стали директорами, педагогами. Его уже нет в живых. Я никогда не позволю себя с ним сравнить – он был великолепным директором. Это та личность, которой я невольно подражаю, когда руковожу школой. 

Любимые книги. Читаю в отпуске, так как рабочий день достаточно продолжительный. Люблю периодику. Интересуюсь новостями, как местными, так и федеральными. Последнее время привлекают историко-публицистические книги. Вот недавно перечитал Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления». 

Любимое кино. Последнее время смотрю фильмы своей молодости. 

Хобби, увлечение. Рыбалка.


Разговаривала Татьяна Захарова

Ссылка на статью