МАОУ «Лицей № 9» - общеобразовательная организация, активно занимающаяся вопросами инженерного образования и имеющая в этом направлении высокие качественные показатели. Участвуя в региональном проекте «Сеть специализированных классов» с 2010 года, коллектив лицея постоянно совершенствует работу с одаренными детьми, вносит новые дополнения. В 2018-2019 учебном году работа со всеми специализированными классами, имеющимися в лицее, (математическими и инженерными) строится с позиций требований Национальной технологической инициативы, одобренной Президентом РФ В.В. Путиным. Наработанный коллективом лицея был опыт распространен в школах Новосибирской области, представлен на Международной ярмарке УчСиб 2018 и позволяет внести предложение по открытию на базе лицея двух новых инженерных классов, работа в которых будет осуществляться в соответствии со сложившейся в лицее концепцией «Школа НТИ – модель образовательной организации по развитию талантов для перспективных направлений НТИ».
Модель адаптирована как для математических, так и для инженерно-технологических классов. В специализированных классах осуществляется реализация подходов к развитию инженерного образования в соответствии с логикой НТИ, направленной на «выращивание» инженерных кадров для инновационной российской экономики будущего.
В работе со специализированными классами реализованы следующие методологические подходы:
- разработана и используется в образовательном процессе Матрица НТИ для школы, реализующей инженерное образование с акцентом на метапредметные компетенции (технопредпринимательство, социальный инжиниринг, дизайн мышления);
- в систему дополнительного образования лицея ключены курсы в соответствии с компетенциями WordSkills и JuniorSkills;
- определены целевые подходы к созданию нового учебного плана инженерных классов в соответствии с программой СОПИК;
- обеспечена реализация партнёрских проектов и программ: Академия наставников, Яндекс Лицей, ООО «Сбербанк», формирование банка технологий для управления талантами; управленческие коворкинги;
- разработаны и внедрены модели инженерного образования в систему дополнительного образования детей и подростков на основе положений НТИ;
- усилена роль проектной деятельности;
- обеспечено развитие научно-технического творчества обучающихся через перспективные направления НТИ;
- созданы среда и пространство свободного выбора для ускоренного развития талантливых детей и подростков в научно-технической сфере: создание лицейского центра инженерных компетенций, с лабораториями по нескольким инженерным компетенциям;
- внедрены новые архитектурные решения в системе дополнительного инженерного образования;
- обеспечено формирование предпринимательских знаний, способствующих воспитанию самоопределения детей и подростков и включению их в систему социальных и экономических отношений;
- обеспечена интеграция системы дополнительного инженерного образования в систему общего образования лицея;
- разработаны программы дополнительного инженерного образования, обеспечивающие подготовку к перспективным направлениям НТИ;
- создана системы оценки качества инженерного образования;
- привлечены производственные и бизнес - партнеры к сотрудничеству по вопросам дополнительного инженерного и экономического образования детей и подростков.
Новое направление в работе специализированных классов в 2018-2019 учебном году связано с технопредпринимательством, созданием школьных компаний (8 IT-класс) и с распространением мультимедийных технологий в СМИ, медиаконвергенцией (7 IT класс).
Образовательная программа в специализированных классах опирается на реализацию требований Национальной технологической инициативы, трансляцию запросов со стороны высокотехнологичных перспективных бизнесов в систему общего образования, создание новых и усиление действующих программы развития талантливых детей для перспективных направлений НТИ.
Концептуальные подходы основной образовательной программы
специализированных классов
Основная образовательная программа специализированного класса ориентирована на конструирование пространства свободного выбора, развитие субъектности детей и их родителей, формирование личностей, способных самостоятельно строить свое образование. Основная образовательная программа проектирует реализацию образования с учетом мер, определенных Агентством стратегических инициатив по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.
При создании основной образовательной программы специализированных классов использовались нормативных документов, в число которых входят следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821;
- Решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России «О разработке и реализации Национальной технологической инициативы» (протокол №3 от 9 июня 2015 г.) и с учетом;
- «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.);
- «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015г. № 497).
Система целей и задач основной образовательной программы
специализированного класса
Цели основной образовательной программы:
- обеспечение эффективной подготовки обучающихся в области инженерного образования в логике требований Национальной технологической инициативы;
- внедрение эффективных механизмов и технологий, направленных на выполнение заказа государства по подготовке будущих кадров для перспективных направлений НТИ;
- создание среды для ускоренного развития талантливых детей школьного возраста в научно-технической сфере и формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления;
Основные задачи:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося инженерного класса, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на практических инженерных навыках;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с партнерами (СПО, ВПО, производственными предприятиями, предпринимательскими компаниями, центрами профессиональной работы);
- выявление и развитие способностей всех обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, лабораторий, реализующих компетенции WordSkills и JuniorSkills, общественно полезную деятельность;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии инженерной среды;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с предприятиями, учреждениями профессионального образования (высшего и среднего), центрами профессиональной работы;
- использование научно-интеллектуальных и материально-технических ресурсов организаций-партнеров, занимающихся вопросами инженерного образования;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Модель специализированного класса
Работа специализированных инженерных классов построена с ориентацией на решение прикладных и практико-ориентированных задач, в процессе решения которых обеспечивается формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, развитие инновационной творческой деятельности обучающихся.
На уроках, во внеурочной деятельности по предметам математика, физика, химия, информатика, биология, в процессе дополнительного образования осуществляется формирование интереса обучающихся к техническим профессиям, представлений об аспектах научно-технического прогресса, развитие инновационной творческой деятельности.
В образовательный процесс могут быть вовлечены наряду с обучающимися и учителями разных предметов также родители, представители общественных организаций.
В учебном процессе обеспечено деление классов на группы при изучении предметов математика, информатика, программирование, технология.
В работе с обучающимися инженерных классов обеспечивается формирование у подрастающего поколения инженерного стиля мышления, навыков проектной деятельности, умений воплощать в действительность создаваемые новые разработки. Для этого в основной образовательной программе предлагаются подходы, обеспечивающие дифференциацию содержания образования с учетом индивидуальных потребностей и интересов обучающихся. Содержание образования направлено на углубление знаний в области точных и естественных наук, информационных технологий. Важной особенностью образовательной программы является осуществление интеграции общего и дополнительного образования в области основ интеллектуальных и информационных технологий, компьютерного моделирования, мехатроники, электроники, робототехники, прототипирования, материаловедения, других перспективных технологий. Объединение в программе фундаментальных и практико-ориентированных подходов способствует обновлению содержания и технологий как общего, так и дополнительного образования, воспитанию личности, готовой к инновационным преобразованиям в сфере экономики, науки, образования, технологий.
Реализация в образовательном процессе инновационных подходов ориентирует школьников на осознанный выбор инженерных профессий. Осваивая школьные предметы и понимая их практическую ценность, ученик имеет возможность реализовать полученные знания в процессе научно-технического творчества в гимназии во второй половине дня. Организация процесса дополнительного образования осуществляется с использованием ресурсов лицея, в котором создан центр инженерных компетенций с steam-лабораторией, лаборатории информационных технологий, робототехники, автоматизации, электроники и другие. Дополнительное образование осуществляют наставники, эксперты, школьные учителя, представители производственных предприятий и сферы бизнеса.
Планирование индивидуальных проектных треков обучающихся осуществляется через призму матрицы НТИ, позволяющую наглядно представить системные решения, направленные на реализацию совместных интересов сферы бизнеса, науки и образования, государственного управления и частно-государственного партнерства.
Поиск и поддержка талантов, их профессиональное самоопределение, мотивацию к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства обеспечивается за счет большого количества предоставляемых возможностей для освоения инженерных компетенций, сотрудничества с вузами, СПО, производственными предприятиями, профориентационными центрами.
Основными приоритетными направлениями деятельности инженерного класса являются:
- популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи, выстраивание эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями;
- создание ресурсных площадок и развитие межсетевого сотрудничества в управлении талантами;
- развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества и сети проектно-изыскательских площадок;
- внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, формирование ценностных ориентаций (неформальное дуальное/проектное/тренерское обучение, наставничество и др.);
- внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования талантливой молодежи.
В процессе работы инженерного класса необходимо оперативное реагирование на изменения в социальной, экономической, политической ситуациях:
- рост темпа смены компетенций и технологий (необходимость быстро осваивать новые компетенции и технологии, принятие и готовность к новому как норма работы в рынках НТИ);
- рост востребованности проектных команд, готовых выходить в «неожиданные» рынки и смежные отрасли (необходимость думать в междисциплинарной и проектной логике на результат (SoftSkills);
- стирание границ между «физиками и лириками» (профессиональная мультилингвальность для описания и проектирования реальности (художественная подготовка инженера, который способен рисовать и писать музыку);
- смещение инжиниринга в ранние возрастные категории (значимость инженерных компетенций со школьного возраста).
Основные подходы, реализуемые в модели инженерного класса
- Архитектура и конструирование пространства выбора.
- Модельный выбор инженерного образования на основе универсальной модели «инженерный класс».
- Содержательное наполнение учебного процесса. Создание специальной образовательной программы инженерного класса (СОПИК).
- Предпрофессиональная ориентация и подготовка кадров для будущей инновационной экономики (технопредпринимательство).
- Воспитание будущих инженеров (социальный инжиниринг).
- Развитие кружкового движения на базе лицея на основе положений НТИ.
- Формирование коммуникационного пространства для продуктивного диалога молодежи, родительского сообщества, наставников, ведущих компаний, предприятий, предпринимательских объединений по проблемам жизненного самоопределения и карьерного развития молодежи.
- Создание сервисов индивидуального карьерного проектирования и обеспечение доступа одаренных детей и молодежи, наставников к этим сервисам.
- Обеспечение научно-методического сопровождения и поддержки мероприятий в сфере управления талантами.
- Обеспечение выявления, поддержки и продвижения (популяризацию) лучших практик, созданных в сфере управления талантами.
- Вовлечение наставников, родителей, партнеров в формирование коммуникационного пространства для выработки предложений по проблемам жизненного и карьерного самоопределения молодежи.
- Распространение информационных и иных материалов, наиболее значимых проектов, отражающих деятельность инженерного класса через электронные и печатные средства массовой информации.
- Установление и расширение деловых контактов с представителями работодателей на территории Новосибирской области, сообществами, научными школами, научными коллективами вузов, профессиональными сообществами учреждений среднего профессионального образования, школ, представителями кадровых служб, управлений персоналом предприятий или организаций.
- Формирование необходимых организационных, нормативных и ресурсных условий для поддержки деятельности наставников, детских и молодежных инициатив.
- Проведение научного мониторинга и оценки результативности действий в сфере управления талантами.
- Обеспечение достижения индикаторов и показателей по заявленным проектам.
- Организация проектов в сфере управления талантами.
- Обмен опытом и распространение лучших практик.
Образовательный процесс строится на принципах:
- использование информационных подходов,
- соответствие требованиям инновационной экономики,
- реализация стратегий социального проектирования, конструирования, практико-ориентированных действий,
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,
- работа в команде,
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся инженерных классов,
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося инженерного класса.
Ключевыми особенностями реализации основной образовательной программы инженерного класса являются:
- обеспечение реализации на основе матричного подхода, предложенного НТИ, специальной образовательной программы инженерного образования (СОПИК) в области основ интеллектуальных и информационных технологий, компьютерного моделирования, мехатроники, электроники, робототехники, материаловедения и других перспективных технологий;
- обеспечение оценки качества инженерного образования и образовательных результатов обучающихся на основе созданной системы оценивания;
- продолжение развития в гимназии инфраструктуры, обеспечивающей внедрение новых архитектурных решений в системе инженерного образования в «Школе НТИ»;
- реализация инновационной модели управления инженерными классами;
- создание, внедрение и распространение структурных и технологических инноваций инженерного образования в систему дополнительного образования гимназии;
- формирование саморазвивающейся системы выявления талантливых школьников, популяризация среди детей и подростков научно-технической и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты деятельности специализированного класса
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
2) формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры;
3) развитие умений применять технологии, представлять и преобразовывать информацию;
4) использование ИКТ как инструмента для решения разнообразных задач;
5) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованностью на рынке труда.
Специфические результаты, ожидаемые в результате деятельности инженерного класса:
- Сбалансированная интеграция общего и дополнительного образования.
- Обеспечение шаговой доступности специальных программ дополнительного инженерного образования.
- Наличие системы оценки качества дополнительного инженерного образования.
- Создание в лицее инновационного центра инженерного творчества.
- Расширение партнерских связей.
- Развитие технопредпринимательских навыков у детей и подростков.
Критерии эффективности работы специализированного класса
1. Доля учителей, освоивших технологии инженерного образования и реализующих их в образовательном процессе, в общей численности учителей – 34%.
2. Доля разработанных нормативных правовых актов, отражающих деятельность инженерного класса, в общем числе нормативных актов образовательной организации – 10%.
3. Доля разработанных программ дополнительного инженерного образования, в общей численности программ, реализуемых в образовательной организации – 25%.
4. Доля новых технологий и форм организации образовательного процесса в направлении реализации инженерного образования детей, в общей численности программ, реализуемых в образовательной организации – 25%.
5. Доля предметов научно-технической направленности, интегрированных в систему дополнительного образования, в общем количестве реализуемых предметов в Лицее – 10%.
6. Доля обучающихся, включенных в систему дополнительного инженерного образования, разрабатывающих инновационные проекты на основе подходов НТИ, в общей численности обучающихся – 50%.
7. Доля педагогов инженерных классов, прошедших обучение по использованию подходов НТИ, в общем количестве педагогов инженерных классов – 90%.
8. Доля педагогов дополнительного инженерного образования классов, прошедших обучение по использованию подходов НТИ, в общем количестве педагогов дополнительного образования в гимназии – 90%.
9. Доля обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях в сфере научно-технического творчества детей, в том числе по стандартам WordSkills и DigitalSkills в общем количестве детей – 90%.
10. Доля обучающихся, принявших участие в профильных инженерных сменах, в общем количестве обучающихся в инженерных классах – 30%.