В последние годы в России получило широкое распространение понятие «толерантность». Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, «толерантность» – производное от французского tolerant – терпимый. В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью».
Актуальность проблемы толерантности связанна с тем, что сегодня на первый план выдвигают ценности и принципы, необходимые для общего выживания и собственного развития. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время проблемой, решаемой на мировом уровне. В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция. Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга. Нужно уважать друг друга, видеть в каждом личность, самостоятельно определяющую свою самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя и не непринимая особенности других.
Так как основы нравственного развития личности закладываются ещё в школьном возрасте, то уже сегодня необходимо поднимать и затрагивать эту тему.
Цели акции:
-
активизация навыков видеть хорошее в другом человеке, находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение;
-
содействие развитию активной жизненной позиции;
-
развитие чувства единения и успешности.
Организаторы: учащиеся 6б класса.
Участники: учащиеся лицея.
Для учащихся лицея была предложена презентация, которая познакомила учащихся с теоретической основой понятия «толерантность». После чего проводилось анкетирование по следующим вопросам:
Насколько Вы толерантны?
-
Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет.
-
Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
-
Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость? а) да; б) нет.
-
Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми? а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует; б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
-
Можете ли вы найти контакт с представителями с иным положением, обычаями? а) мне трудно было бы это сделать; б) я не обращаю внимание на такие вещи.
-
Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
-
Согласны ли с мнением, что многие люди «делают не свое дело»? а) да; б) нет.
-
Вы приводите в компанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; б) я лишь радуюсь за него.
В анкетирование приняли участие 40 учеников лицея 6 – 8 классов.
Анализ результатов
Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, За, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
1 группа: От 0 до 4 очков: Вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
2 группа: От 6 до 12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
3 группа; От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному па первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
Больше опрошенных учащихся с пониманием относятся к поступку других, даже если его не одобряют. Достаточно критически относятся к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Учащиеся 6б класса
Классный руководитель Габоян Альбина Максимовна