Старт в будущее: специализированные классы в Лицее №9
Актуальность проекта для Новосибирской области и России
Наш лицей готовит кадры для стратегических отраслей, определяющих будущее как нашего региона, так и страны в целом.
Концептуальные подходы основной образовательной программы
Обучение в специализированных классах строится на трех фундаментальных принципах:
1. Интеграция. Глубокое соединение фундаментальных наук (математика, физика, химия, биология, информатика) с профильными дисциплинами и практической деятельностью.
2. Проектность. Образовательный процесс ориентирован на решение реальных практических задач и создание собственных проектов — от расчетов узла летательного аппарата до разработки IT-приложения.
3. Партнерство. Тесное сотрудничество с ведущими вузами (НГУ, НГТУ, НГМУ), промышленными предприятиями и научными институтами, что обеспечивает связь с реальным сектором экономики.
Особенности образовательных программ
Углубленное изучение профильных предметов: физика, информатика, черчение (авиастроение); химия, биология (медицина); математика, информатика, программирование (IT).
Курсы внеурочной деятельности: «Авиамоделирование», «Основы медицинских знаний», «Биохимия», «Программирование», «Робототехника», «3d-моделирование»
Практикумы и лабораторные работы на базе современных лабораторий лицея и партнерских университетов.
Методологические подходы
В работе со специализированными классами мы реализуем современные образовательные технологии:
Система целей и задач основной образовательной программы
Цель: формирование у выпускников целостной научной картины мира, компетенций для осознанного выбора и успешного построения карьеры в приоритетных отраслях.
Задачи:
Модель специализированного класса
Модель представляет собой образовательную экосистему «Лицей — ВУЗ — Предприятие/Научный институт»:
Ожидаемые результаты и социальные эффекты
Для ученика: готовность к поступлению в ведущие вузы, осознанный выбор профессии, сформированные «гибкие навыки», портфолио реализованных проектов.
Для лицея: формирование центра в области естественно-научного и IT-образования, повышение репутации и конкурентоспособности.
Для региона и страны: создание кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей, снижение «утечки мозгов», закладка основы для будущих научно-технических прорывов.
Критерии эффективности работы специализированного класса
Специализированные классы Лицея №9 — это не просто учеба, это стартовая площадка для успешной карьеры и личностного роста. Мы готовим тех, кто будет строить будущее России уже завтра.
МАОУ «Лицей № 9» - общеобразовательная организация, активно занимающаяся вопросами инженерного образования и имеющая в этом направлении высокие качественные показатели. Участвуя в региональном проекте «Сеть специализированных классов» с 2010 года, коллектив лицея постоянно совершенствует работу с одаренными детьми, вносит новые дополнения. В 2018-2019 учебном году работа со всеми специализированными классами, имеющимися в лицее, (математическими и инженерными) строится с позиций требований Национальной технологической инициативы, одобренной Президентом РФ В.В. Путиным. Наработанный коллективом лицея был опыт распространен в школах Новосибирской области, представлен на Международной ярмарке УчСиб 2018 и позволяет внести предложение по открытию на базе лицея двух новых инженерных классов, работа в которых будет осуществляться в соответствии со сложившейся в лицее концепцией «Школа НТИ – модель образовательной организации по развитию талантов для перспективных направлений НТИ».
Модель адаптирована как для математических, так и для инженерно-технологических классов. В специализированных классах осуществляется реализация подходов к развитию инженерного образования в соответствии с логикой НТИ, направленной на «выращивание» инженерных кадров для инновационной российской экономики будущего.
В работе со специализированными классами реализованы следующие методологические подходы:
Новое направление в работе специализированных классов в 2018-2019 учебном году связано с технопредпринимательством, созданием школьных компаний (8 IT-класс) и с распространением мультимедийных технологий в СМИ, медиаконвергенцией (7 IT класс).
Образовательная программа в специализированных классах опирается на реализацию требований Национальной технологической инициативы, трансляцию запросов со стороны высокотехнологичных перспективных бизнесов в систему общего образования, создание новых и усиление действующих программы развития талантливых детей для перспективных направлений НТИ.
Концептуальные подходы основной образовательной программы
специализированных классов
Основная образовательная программа специализированного класса ориентирована на конструирование пространства свободного выбора, развитие субъектности детей и их родителей, формирование личностей, способных самостоятельно строить свое образование. Основная образовательная программа проектирует реализацию образования с учетом мер, определенных Агентством стратегических инициатив по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.
При создании основной образовательной программы специализированных классов использовались нормативных документов, в число которых входят следующие документы:
Система целей и задач основной образовательной программы
специализированного класса
Цели основной образовательной программы:
Основные задачи:
Модель специализированного класса
Работа специализированных инженерных классов построена с ориентацией на решение прикладных и практико-ориентированных задач, в процессе решения которых обеспечивается формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, развитие инновационной творческой деятельности обучающихся.
На уроках, во внеурочной деятельности по предметам математика, физика, химия, информатика, биология, в процессе дополнительного образования осуществляется формирование интереса обучающихся к техническим профессиям, представлений об аспектах научно-технического прогресса, развитие инновационной творческой деятельности.
В образовательный процесс могут быть вовлечены наряду с обучающимися и учителями разных предметов также родители, представители общественных организаций.
В учебном процессе обеспечено деление классов на группы при изучении предметов математика, информатика, программирование, технология.
В работе с обучающимися инженерных классов обеспечивается формирование у подрастающего поколения инженерного стиля мышления, навыков проектной деятельности, умений воплощать в действительность создаваемые новые разработки. Для этого в основной образовательной программе предлагаются подходы, обеспечивающие дифференциацию содержания образования с учетом индивидуальных потребностей и интересов обучающихся. Содержание образования направлено на углубление знаний в области точных и естественных наук, информационных технологий. Важной особенностью образовательной программы является осуществление интеграции общего и дополнительного образования в области основ интеллектуальных и информационных технологий, компьютерного моделирования, мехатроники, электроники, робототехники, прототипирования, материаловедения, других перспективных технологий. Объединение в программе фундаментальных и практико-ориентированных подходов способствует обновлению содержания и технологий как общего, так и дополнительного образования, воспитанию личности, готовой к инновационным преобразованиям в сфере экономики, науки, образования, технологий.
Реализация в образовательном процессе инновационных подходов ориентирует школьников на осознанный выбор инженерных профессий. Осваивая школьные предметы и понимая их практическую ценность, ученик имеет возможность реализовать полученные знания в процессе научно-технического творчества в гимназии во второй половине дня. Организация процесса дополнительного образования осуществляется с использованием ресурсов лицея, в котором создан центр инженерных компетенций с steam-лабораторией, лаборатории информационных технологий, робототехники, автоматизации, электроники и другие. Дополнительное образование осуществляют наставники, эксперты, школьные учителя, представители производственных предприятий и сферы бизнеса.
Планирование индивидуальных проектных треков обучающихся осуществляется через призму матрицы НТИ, позволяющую наглядно представить системные решения, направленные на реализацию совместных интересов сферы бизнеса, науки и образования, государственного управления и частно-государственного партнерства.
Поиск и поддержка талантов, их профессиональное самоопределение, мотивацию к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства обеспечивается за счет большого количества предоставляемых возможностей для освоения инженерных компетенций, сотрудничества с вузами, СПО, производственными предприятиями, профориентационными центрами.
Основными приоритетными направлениями деятельности инженерного класса являются:
В процессе работы инженерного класса необходимо оперативное реагирование на изменения в социальной, экономической, политической ситуациях:
Основные подходы, реализуемые в модели инженерного класса
Образовательный процесс строится на принципах:
Ключевыми особенностями реализации основной образовательной программы инженерного класса являются:
Ожидаемые результаты и социальные эффекты деятельности специализированного класса
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
2) формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры;
3) развитие умений применять технологии, представлять и преобразовывать информацию;
4) использование ИКТ как инструмента для решения разнообразных задач;
5) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованностью на рынке труда.
Специфические результаты, ожидаемые в результате деятельности инженерного класса:
Критерии эффективности работы специализированного класса
1. Доля учителей, освоивших технологии инженерного образования и реализующих их в образовательном процессе, в общей численности учителей – 34%.
2. Доля разработанных нормативных правовых актов, отражающих деятельность инженерного класса, в общем числе нормативных актов образовательной организации – 10%.
3. Доля разработанных программ дополнительного инженерного образования, в общей численности программ, реализуемых в образовательной организации – 25%.
4. Доля новых технологий и форм организации образовательного процесса в направлении реализации инженерного образования детей, в общей численности программ, реализуемых в образовательной организации – 25%.
5. Доля предметов научно-технической направленности, интегрированных в систему дополнительного образования, в общем количестве реализуемых предметов в Лицее – 10%.
6. Доля обучающихся, включенных в систему дополнительного инженерного образования, разрабатывающих инновационные проекты на основе подходов НТИ, в общей численности обучающихся – 50%.
7. Доля педагогов инженерных классов, прошедших обучение по использованию подходов НТИ, в общем количестве педагогов инженерных классов – 90%.
8. Доля педагогов дополнительного инженерного образования классов, прошедших обучение по использованию подходов НТИ, в общем количестве педагогов дополнительного образования в гимназии – 90%.
9. Доля обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях в сфере научно-технического творчества детей, в том числе по стандартам WordSkills и DigitalSkills в общем количестве детей – 90%.
10. Доля обучающихся, принявших участие в профильных инженерных сменах, в общем количестве обучающихся в инженерных классах – 30%.